В этом разделе я поместил несколько своих интервью и ряд небольших публикаций, которые характеризовали меня с положительной стороны. В этом возникла необходимость после того, как меня и созданную мной организацию "Единство" облили грязью по заказу губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева и начальника краевого УВД Владимир Баланева.
Началось все с публикации "Кто там рядом с президентом" в Хабаровской краевой газете "Тихоокеанская звезда". Затем, на следующий день эта же статья была перепечатана с небольшими изменениями в центральной газете "Известия". А когда мы обратились в суд с просьбой привлечь газету "Известия" к ответу на нас обрушился новый поток гряди и лжи. От этом я рассказывал уже ранее, поэтому не буду повторяться.
Со своей стороны мы стали тоже искать выход на СМИ. Но это было очень непросто, ибо почти все центральные средства массовой информации находились под контролем жидо-масонов, которые навалились в тот момент на меня и на созданную мной организацию "Единство".
Однако кое что нам все же удалось сделать в этом отношении, в результате чего появились публикации, с которыми предлагаю ознакомиться ниже.
-----------------------------------------------------------------------------------
“Мегаполис-Экспресс” № 3-4, четверг 16 февраля 1995г.
СМЕРТЕЛЬНЫЙ ТРЮК ВОЛОДИ ПУДЕЛЯ:
СДАЛ “ОБЩАК”, ПОРВАЛ С “МАЛИНОЙ”.
Бывший авторитет преступного мира Владимир Податев отвечает на вопросы обозревателя “М-Э” Виктора Логачева.
Владимир Податев сегодня: президент международного общественного движения “Единство”, член комиссии по правам человека Общественной палаты при президенте Российской Федерации,
член президиума ЦК свободных
профсоюзов, заместитель верховного атамана казачьих войск России и зарубежья.
Владимир Податев полтора года назад: известный авторитет преступного мира Дальнего Востока Володя Пудель, одно время державший воровской “общак” всего Хабаровского края.
Почему именно “Пудель”?
- Хотя авторитета Володи Пуделя больше нет, с прошлым покончено, расскажу. Это не воровская кличка, просто так меня прозвали в десять лет. В те годы шел популярный фильм “Белый пудель”. А волосы у меня были белые и длинные. Вот сосед по двору Саша Востриков и начал так меня дразнить. Я с ним ничего поделать не мог, он был старше на четыре года. Приклеилось на всю жизнь.
- Не так давно газета “Известия” перепечатала материал одной из дальневосточных газет. А в самой газете опубликован снимок, где вы сфотографированы вдвоем с президентом России. Подпись под снимком гласит: “Криминальные личности проникают на самую вершину власти”. Вы действительно дружны с Ельциным?
— Я никогда лично не встречался с президентом. Единственный раз присутствовал на встрече с ним в составе делегации казачьих войск. Так что это грубый фотомонтаж. Могу только предполагать, для чего его сделали. Не знаю, как отнесутся к этому безобразию в администрации президента, но я лично и организация “Единство” подали в суд на автора статьи и на газеты “Известия” и “Тихоокеанская звезда”.
— Как вы попали из “авторитетов” прямо в члены Комиссии по правам человека?
— Не попал, а был кооптирован с соблюдением всех необходимых правил в связи с активной правозащитной и миротворческой деятельностью. За время существования движения “Единство” и фирмы “Свобода”, созданных при моем участии, мы провели около 400 благотворительных, миротворческих и правозащитных мероприятий в детских домах, больницах, домах престарелых и инвалидов, в местах лишения свободы. Это и обеды, и концерты, и подарки к различным датам. Бывал и в горячих точках: в Осетии и Ингушетии, где встречался с президентами Галазовым и Аушевым. Выезжал в зону боевых действий, передавал гуманитарную помощь беженцам. В Чечне присутствовал при освобождении первых пленных российских военнослужащих, которых нам передал лично Дудаев.
— Знают ли казаки о вашем прошлом?
— Конечно, знают, я его не скрываю. Относятся ко мне просто как к человеку, а не по анкете, как чиновники. Я старался всячески помогать в возрождении казачества, много ездил по стране, встречался с казачеством зарубежья — на Украине, в США и Канаде.
Но больше всего проблем, связанных с казачеством, было у нас на Дальнем Востоке. Главы администраций пытались навязать в качестве наказного атамана командующего Дальневосточным округом генерал-полковника Чечеватова. Он не был поддержан большей частью казаков, атаманы у нас выборные, а не навязанные свыше.
Все просто: казаков хотели использовать в качестве козырной карты сторонники создания Дальневосточной республики. Но казаки всегда были за единство России.
— И все-таки с трудом верится, что человек, неоднократно судимый, так вот просто был принят окружающими...
— Смотря как к этому подходить. Ленин, Сталин, Камо, борец с преступностью Дзержинский — все отсидели свое. И отнюдь не только за политические взгляды, а и за конкретную уголовщину. Если посмотреть с этой точки зрения, то все наше советско-российское руководство либо побывало в тюрьме, либо кое-кто на пути туда. И, тем не менее, десятилетиями миллионы на них молились, да и сейчас молятся. Я так понимаю, что есть человек и есть его конкретные поступки, по которым и надо судить о нем.
Да и почему вы думаете, что все было так просто? Против меня как бывшего уголовного авторитета и возглавляемого мной движения “Единство” выступили некоторые представители краевого УВД Хабаровска, краевое руководство, газеты “Тихоокеанская звезда” и “Известия”, а также все семь ныне существующих дальневосточных “воров в законе” и подчиненные им криминальные структуры.
Зато поддержали “Единство” члены Комиссии по правам человека—лидеры различных движений и общественных организаций, казаки, профсоюзы, благословила миротворческую деятельность “Единства” и церковь.
- Почему в борьбе против вас милиция объединилась с “ворами в законе”? Слишком много знаете и о тех, и о других?
- Наверное. Что касается “воров в законе”, о них не хотелось бы говорить. Тема деликатная, тем более с прошлым я покончил. Почему ведет так себя милиция? Продолжают считать меня уголовником, хотя я давно свое отсидел.
Может, не верят в столь быстрые превращения?
— Сейчас идет общая переоценка ценностей, и их она в конце концов тоже коснется. Ведь уже сейчас рядовые хабаровские милиционеры прекрасно осведомлены о квартирных махинациях руководителей краевого УВД, всех этих “милицейских слободках” и прочей грязи. Мне в отличие от них скрывать нечего.
К моменту освобождения из своих 35 лет восемнадцать я провел в тюрьмах, лагерях и пересылках. Больше половины срока — около десяти лет — просидел в спецтюрьмах, карцерах и штрафных изоляторах. Не потому так случилось, что законченный негодяй. Просто у каждого своя судьба, каждому надо пройти свой путь. Если бы сейчас была возможность вернуть жизнь назад, я не стал бы этого делать.
Ни я, ни те, кто рядом со мной, не занимаемся рэкетом, кражами и грабежами, не замешаны в наркобизнесе и торговле оружием. Я научился зарабатывать деньги без криминала и учу этому других. Я не хочу ни какой “борьбы до победного конца”, не понимаю, когда ищут врагов друг в друге, игнорируя возможности для диалога, компромиссов.
Международное движение “Единство” должно быть вне политики, иначе потеряется весь его смысл. Цель его – борьба с произволом в любых проявлениях. Мы готовы сотрудничать с любыми организациями и отдельными людьми, которые исповедуют общечеловеческие ценности и придерживаются принципов мира, добра и справедливости.
— В Москве свеж в памяти пример Отари Квантришвили. Человек с криминальным прошлым многое сделал для искусства и спорта. Он стал известным предпринимателем, меценатом, при всей неоднозначности суждений о нем. Вот и ваш пример... Что, это уже тенденция: наиболее дальновидные представители криминального мира стремятся перейти в легальный бизнес?
— Не знаю, как смотрят на это в преступном мире. Могу говорить лишь о себе. Больших личных денег у меня никогда не было и нет, как нет валютных счетов ни за рубежом, ни в России. Есть несколько фирм, созданных мною, но я прекрасно отдаю себе отчет в том, что нормально работать из-за моего прошлого им не давали и не дадут. Поэтому говорить, что накопил денег и с ними собираюсь перелететь “из тени в свет”, бессмысленно.
Мотив моего, как вы сказали, перерождения — сугубо личные убеждения. Внутренне я давно стремился проявить себя именно в качестве общественного деятеля. Поэтому полтора года назад я вполне добровольно и сознательно отошел от уличных и “общаковских” дел и занялся тем, чем занимаюсь теперь.
Я очень благодарен известным и уважаемым в стране людям — поэтессе Римме Казаковой, академику Дерябину, верховному атаману казачьих войск генерал-майору Ратиеву, борцу за реформу уголовного правосудия Абрамкину, певцу и композитору Coco Павлиашвили, кинорежиссеру Вахтангу Микеладзе и многим другим за поддержку при создании “Единства”, придании ему статуса международного движения.
-
В чем выражается правозащитная деятельность, которой вы занимаетесь? Кого от кого защищаете?
- Много людей обращаются со своими проблемами. В основном они связаны с бесчинством чиновников на местах. Когда удается помочь, когда нет. Одно время у нас была возможность показать видеосъемку подобных безобразий по местному коммерческому телевидению на весь Хабаровский край. Очень действенное средство оказалось для чиновников. Но на дирекцию телевидения тут же надавили, пообещав лишить лицензии. В России много говорится о независимости прессы, но на местах все средства массовой информации по-прежнему полностью зависимы от властей. Но все равно мы стараемся людям помогать – есть и другие инструменты воздействия, в том числе и через общественные организации, известных людей.
- Когда я еще находился в тюрьме, был не крещенным, но верующим. В места лишения свободы священников тогда не допускали. Когда освободился, сразу же пошел в церковь и крестился... Пятнадцать лет назад я видел во сне свой дальнейший жизненный путь. Это был путь к свету, путь борьбы против зла и несправедливости, борьбы со своими недостатками. Это был вещий сон, с тех пор я стараюсь идти этим путем.
- По-разному. Бог должен быть в душе у каждого. Если я что-то в душе прошу у него, всегда сбывается, все получается как-то само собой. Хотя от многих личных соблазнов приходится отказываться. Стараюсь постоянно работать над собой.
Свои поступки стараюсь соизмерять с заповедями божьими. Поэтому перед любым серьезным делом или поездкой посещаю церковь. Перед выездом в зону осетино-ингушского конфликта получил благословение настоятеля Новоспасского патриаршего монастыря отца Алексия, перед поездкой в Чечню —
благословение священника в Новочеркасске. Но для меня не менее важно и мое внутреннее отношение к тому, что я делаю.
Был такой случай. Когда в
1993 году я порвал с прошлым и стал создавать “Единство”, пришел в Хабаровске к местному священнику отцу Иннокентию, рассказал ему обо всем. Он подтвердил, что дело богоугодное, но благословить отказался: “Не знаю, как на это посмотрит краевое начальство!” Я тогда удивился: “Вы же служите Богу, если дело богоугодное, при чем здесь власти?”. “Политическая обстановка нестабильная,—отвечает,— неизвестно, что будет завтра”. В его лице я увидел обычного чиновника, а зачем мне благословение чиновника?
- А может, он вас просто испугался? У человека три судимости, а он благословения пришел просить…Кстати, как и за что вас осуждали?
- Перед богом все равны, что касается моих судимостей, то первый раз я был осужден отнюдь не за кражу, а за драку. Было это в шестьдесят шестом, мне тогда пятнадцать лет было. Воспитывался я, как все на улице. Дрались много: улица на улицу, стенка на стенку... Дали мне два года условно. Через полгода попал под амнистию, судимость с меня сняли.
Когда мне исполнилось семнадцать, попал под 145-ю статью за грабеж. По материалам уголовного дела грабеж составил сумму в 1 рубль. Дело там не в рубле было, а в неуважительном отношении, за что человек от меня в глаз схлопотал. Ударил всего один раз. Отсидел три года, освободился в семьдесят первом. Вернулся в Хабаровск.
К моменту освобождения имел авторитет, признавали за лидера. Был тогда в милиции некто Клочков. Он без обиняков предложил мне работать на милицию, мол, авторитет есть, сидел, всех и все знаешь. Когда я категорически отказался, пообещал, что меня посадит, найдет подходящую статью, чтобы наверняка и надолго.
Благоприятный случай вскоре подвернулся. Осудили по сто семнадцатой, за изнасилование. Дали пятнадцать лет.
- Ничего себе статья!
— Та девушка в течение вечера и ночи сменила три квартиры, где была с разными мужчинами. Все происходило летом в центре Хабаровска, были народные гулянья, людей на улицах полно, окна открыты. Квартиры находились метрах в восьмистах друг от друга, так что шито было все белыми нитками. Просто на следующий день ее милиция разыскала, заставила написать заявление о том, что ее будто бы изнасиловали. Пригрозили, что в случае отказа напишут родителям в Казахстан, мол, приехав поступать в Хабаровский политех, она вместо сдачи экзаменов занимается развратом. Куда ей было деваться?
- Видно, крепко милиция вас недолюбливала, раз пошла на такое...
- Зачем я им нужен на свободе? В нашей компании был парень, который ухаживал за девушкой. Он тоже ранее судимый, и ее отец от этих ухаживаний приходил в ярость. Предупреждал, чтобы парень прекратил отношения с дочерью, иначе кончится плохо. Вот и кончилось. Папа-то был, между прочим, областным прокурором. Так что милиция разом избавила дочь прокурора от дурной компании, а себя – от уличного авторитета. Время было такое…
- Вы когда-нибудь интересовались, как сложилась судьба
той девушки?
— Интересовался. Через три дня после того, как написала заявление, она провалилась на экзамене в институт. Пришла к следователю забрать заявление, тем более что один из проходящих по нашему делу парней собирался на ней жениться. Денег у нее не было, суда ждать она не собиралась, надо было возвращаться к родителям в Казахстан.
Следователь ей заявления, естественно, не вернула. А чтобы удержать в Хабаровске, при ней позвонила в институт и утрясла вопрос с поступлением. Приняли без экзаменов, поселили в институтском общежитии. Когда нас осудили, месяца через три ее отчислили за аморальное поведение, даже первый семестр доучиться не дали. Тоже обманули, в общем.
— Как встретили на зоне с такой статьей?
— В местах лишения свободы у нас система не перевоспитания, а подавления. Так было и так есть. В заключении прививают не положительные качества, а рабскую психологию. Исправившимся считается человек, который вовремя ориентируется в настроениях начальства, доносит на товарищей по заключению.
Имеющий чувство собственного достоинства немедленно попадает под давление и администрации, и лагерных авторитетов, которые пытаются его сломать. Потому я провел десять лет в карцерах, что конфликты у меня возникали постоянно. Больше не из-за себя, а из-за других. Не переношу, когда при мне кого-то унижают или оскорбляют.
— В конце концов сами стали авторитетом?
— Стал за счет личных качеств. Никогда никому не уступал, стремился к справедливости, и из-за принципиальной позиции в этом вопросе стал авторитетом.
— Как сложилась жизнь после возвращения из заключения?
— Через месяц-два обнаружили туберкулез. Год лежал в больнице, лечился. На Дальнем Востоке “воров в законе” в то время вообще не было. Огромное количество преступных группировок, полный беспредел, разгул уличной преступности, которая не считалась ни с кем и ни с чем.
Для того чтобы прекратить анархию, начал поднимать воровскую идею, воровской авторитет, которые всегда были сдерживающими и организующими началами в зонах и тюрьмах. Хотите верьте, хотите нет, но многим “ворам в законе” как лидерам преступного мира присущи были в то время и насколько это было возможно в тех условиях и честность, и порядочность. Для чего делал все это? Мне тогда казалось, что можно за счет воровской этики заставить преступность придерживаться определенных правил, действовать не с позиции силы, а здравого смысла. Воровская идея в чистом виде отрицает беспредел полностью. Другое дело, что теперь мало кто придерживается этих принципов.
— Как вы стали хранителем “общака” преступного мира Дальнего Востока России? За какие заслуги вас пустили к святая святых?
— Как правило, в местах .заключения я занимал лидирующее положение, сам же “общаки” и создавал. Дело знакомое... Когда освободился, как лидер смотрел за воровским “общаком” по всему Хабаровскому краю. Других на Дальнем Востоке в то время не было. Чуть позже поднимал воровские “общаки” в Приморском крае, а также в Магаданской и Сахалинской областях.
- И вдруг добровольно отказались от такого почетного занятия?
— Традиции, которые для меня много значили, ушли в прошлое. Те, что пришли на смену в воровскую среду Дальнего Востока, для меня неприемлемы по личным убеждениям. Я принял решение уйти. Сейчас все свое время и энергию отдаю движению “Единство”.
- Какой сейчас ведете образ жизни?
- Я не стремлюсь к жизни аскета, но стараюсь максимально ограничивать себя в личных удовольствиях. Не пью, не курю, не увлекаюсь наркотиками. Хотя в жизни попробовал все.
От каких недостатков хотелось бы избавиться?
– Трудно так сразу сказать. Раньше было два очень крупных: чревоугодие и прелюбодеяние. Мяса давно не ем, хотя очень его люблю и сильно страдаю от его отсутствия. Что касается второго недостатка, то тут я дал обет, который соблюдаю.
– Да, у меня двое детей. Старшему, Сергею, девять лет, младшему, Володе,— три. Один школьник, другой пока шкодник.
— Как и когда состоялось знакомство с будущей женой?
— У меня был знакомый, который встречался с девушкой. У нее была подруга Ирина. Познакомились примерно через неделю после моего освобождения из тюрьмы. С тех пор вместе. Год встречались, потом расписались, потом обвенчались. Мне в жизни повезло.
— Животные у вас дома есть?
– Королевский пудель Динка. Были у нас и попугаи, и кот. Но тогда мы жили в однокомнатной квартире и столько живности держать было сложно, тем более что постоянно кто-то гостил, много людей приходило. Подарили в хорошие руки вначале попугая, потом кота.
А увлечения?
Пожалуй, нет.
Виктор Логачев
Москва
----------------------------------------------------------------------------------------
"Аргументы и факты", № 24 (765), Июнь 1995 г.
В ПРОШЛОМ – АВТОРИТЕТ, В БУДУЩЕМ – …?
Владимир Податев – один из бывших влиятельных криминальных авторитетов Дальневосточного региона. В миру больше известен по кличке Пудель. Последнее время, как он сам заявляет, разорвал все отношения с криминальным миром и занялся общественной деятельностью. В настоящий момент является президентом Международного общественного правозащитного движения, заместителя верховного атамана казачьих войск России и зарубежья, членом комиссии по правам человека Общественной палаты при Президенте РФ.
- Владимир Петрович, это правда, что вору в законе или авторитету общаться в открытую с представителями прессы западло?
- Я не знаю, что там сейчас западло, а что нет. Время очень многое изменило. Тот же Джем (одна из влиятельнейших фигур криминального мира на Дальнем Востоке) у нас в местной газете давал интервью, в котором заявил, что если в прессе его назовут вором в законе, то он подаст в суд. А по жизни, да будет вам известно, вор в законе не имеет права отказываться от своей короны и своего имени.
Но в настоящий момент я уже не живу уличными идеями, а воровскую идею в свое время я поднимал и пропагандировал тогда, когда был в криминальном мире. И, между прочим, в основе воровских традиций всегда стояли честность, порядочность, справедливость. И насколько это от меня зависело, я эти традиции поддерживал и старался пресекать беспредел. Но сегодня эту идею исковеркали, как исковеркали в свое время свою идею коммунисты. У них тоже были в основе основ: честность, порядочность, равенство, братство. Но все это переросло в тоталитарное государство. У нас на Дальнем Востоке то же самое получилось и в криминальной среде. Когда воров
было мало, больше придерживались старых принципов. Но потом, когда Джем встал на ноги и наштамповал вокруг себя молодую поросль, они уже стали все вопросы решать с позиции силы.
– Год назад вы ездили в Америку, где встречались с известным вором в законе Вячеславом Иваньковым (Япончиком). Он правильно понимает ваш разрыв с криминальным миром?
– Что касается моей поездки в Америку, то ездил я туда в составе делегации от Союза казачьих войск России и зарубежья. Встреча же с Япончиком у меня была незапланированная. Дело в том, что мы давно знаем друг друга. Это очень честный, порядочный и глубоко верующий человек. Поэтому он понял меня...
–
А что вы можете сказать по поводу его недавнего ареста сотрудниками ФБР?
– Я не владею полной информацией, но могу сказать, что скорее всего это самая настоящая подставка. Не исключено, что кому-то очень выгодно убрать его хотя бы на время.
– Владимир Петрович, вы утверждаете, что на вашей совести нет пролитой крови. Но как же тогда вам удалось добиться такого влияния в криминальной среде? Уголовный мир – это не институт благородных девиц, и там рано или поздно, судя по разборкам, чуть ли не ежедневно происходящим между группировками, приходится применять силу. А это без крови не бывает.
– У меня всегда хватало проблем, которые надо было решать. В настоящий момент их не убавилось, а скорее наоборот. Но, как правило, все конфликты мне удавалось гасить путем убеждения и без кровопролития.
– Убеждали вы сами или вам кто-то помогал?
– Кто мне мог помочь? При решении спорных вопросов я просто присутствовал как личность, а вокруг меня уже были люди, которые... И потом, у меня (особенно я это понял в последние годы) есть какая-то поддержка от высших сил. Когда мне кто-то хотел причинить зло, на него это зло и обрушивалось, тот, кто пытался меня унизить, сам становился униженным, кто желал моей смерти, сам ее находил.
– И тем не менее дальневосточные воры в законе не особо боятся божьей кары и ненавидят вас за "отход" от криминальной среды. Тот же Джем, кстати, крестный отец вашего сына, отзывается о вас довольно нелестно.
– С Джемом мы действительно были когда-то очень близки. Вместе сидели в "крытой" тюрьме и, как там говорят, вместе пайку ломали. Нас действительно очень многое связывало. В уголовном мире меня знают по всей России. И для того чтобы решить какой-то вопрос в любом регионе, мне надо
просто поднять телефонную трубку и набрать нужный номер. Поэтому, когда я сообщил о своем намерении отойти от криминала, дальневосточные воры в законе и авторитеты, и Джем в том числе, не поняли моего поступка и стали прессовать в первую очередь не столько меня, сколько тех, кто со мной занимался нашим общим делом.
– "Общим делом"? Вы имеете в виду...
– Совсем не то, что вы думаете. Общим делом для меня сейчас является моя деятельность, связанная с работой международного общественного правозащитного движения "Единство". А также работа в Комиссии по правам человека Общественной палаты при Президенте РФ.
– Как вам удалось, разорвав все свои связи, организовать "Единство" и попасть в Общественную палату? Криминал вас отверг, а кто же протянул руку помощи?
– Во-первых, верховный атаман казачьих войск России и зарубежья В. Ратиев, поэтесса Римма Казакова, академик Дерябин, начальник главного штаба казачьих войск России и зарубежья В. Камшилов, председатель свободных профсоюзов России –Федоров, председатель консервативной партии – Л. Убожко. Эти люди поверили мне и встали рядом. Все они не только поддержали меня, но и сами вступили в эту организацию, стали активными ее членами.
–
Похоже, оставив криминальный Олимп, вы довольно успешно начали штурм Олимпа политического?
– Ничего подобного. Движение, которое я возглавляю, – между всеми и одновременно в контакте со всеми. "Единство" есть и будет вне политики и в то же время над политикой. В него входят люди независимо от их вероисповедания, партийной принадлежности, пола и национальности. Люди, которые исходят из принципа: когда всем хорошо, тогда и мне хорошо.
– Отличная теория, но на практике – это утопия. Самый основной вопрос: на какие средства существует в данный момент это движение?
– На те, которые я зарабатываю сам. Это не криминальные деньги, добытые за счет грабежей. Есть ряд фирм, созданных мною и приносящих определенную прибыль. А завтра, я надеюсь, подключатся и другие предприниматели.
– А в каком направлении они работают? Дело в том, что, как говорил известный всем Остап Бендер: все большие состояния нажиты нечестным путем...
– Почему нечестным? Фирмы эти работают в легальном бизнесе...
– Но если перекачивать нефть или лес за рубеж, это тот же грабеж, только в государственном масштабе...
– Я не занимался перекачкой нефти, я не занимался золотом, лесом... У меня никогда не было валютных счетов ни здесь, ни за границей. Большие средства от моей деятельности шли на развитие казачьего движения, на помощь представителям культуры и спорта, на инвалидов, ветеранов.
– За счет чего же сегодня вам удается финансировать "Единство"? Насколько известно, многим вашим фирмам криминальные структуры в отместку перекрыли кислород?
– Последние полгода пришлось прибегнуть к кое-каким прежним запасам: квартира, машины, коттедж. Все это я постепенно продавал и за счет этого платил людям зарплату и проводил благотворительные мероприятия.
– Вообще-то профинансировать все это только за счет продажи дома и машины довольно сомнительно. Сколько же у вас домов и машин?
– Здесь все зависит от человека. Одному надо для какого-то дела, предположим, 100 миллионов, а другому, беря во внимание вложенный труд и личные способности, достаточно и трех.
– Вы в свое время контролировали "общак" и из этих денег помогали бывшим заключенным. "Единство" продолжает этим заниматься?
– "Общак" не имеет ничего общего с "Единством", так как воры в законе это движение не поддержали.
– А почему? Ведь подставить плечо под такое дело – значит привлечь на свою сторону народные массы, а следовательно, стать хозяином положения…
– У нас всегда криминальный мир был вне политики, но в этом случае получилось так, что дальневосточные воры в законе пошли на поводу у власть имущих и совместно с ними решили задавить это движение.
– Ну а остальные российские воры в законе тоже отвернулись от вас?
– Вот только что по телефону я разговаривал с одним из воров в законе, и он высказал мне поддержку и передал привет от некоторых московских воров... Тот, кто меня знал, не изменил своего отношения. Если я отошел от криминала, это не значит, что я стал плохим человеком. Поэтому более или менее нормальные, думающие люди как относились ко мне, так и относятся.
– Почему вы не прошли "крещение"?
– Мне лично это и не надо было. Я имел достаточный авторитет и влияние в криминальной среде без воровской короны.
– Сколько лет в общей сложности вы отсидели?
–18 лет.
– Вам часто приходилось попадать в карцер?
– Около десяти лет в общей сложности я провел в карцерах, помещениях камерного типа и спецтюрьмах.
– Вообще-то тяжело быть белой вороной. Жизнь уже показала, на примере того же Отари Квантришвили, что если представитель криминальной среды засвечивается, то его ждет встреча с киллером. Вы не находите сходства в ваших действиях с поступками Отари?
– Я не вижу здесь ничего общего.
– И тем не менее вы уже засветились. Как же все-таки ваша организация будет работать в таких условиях, когда с одной стороны вас "прессует" уголовный мир, с другой – власть имущие?
– Сейчас мы открываем свои представительства в разных регионах. Возьмем, к примеру, Хабаровский край: собирается определенный костяк честных, порядочных людей, борцов, созидателей, за каждым из которых стоят какие-то реальные силы. Эти люди уже завтра будут решать, кто будет мэром, кто будет губернатором. Начнет, к примеру, тот же мэр или губернатор делать что-то не так – его поправят и скажут: делай выводы. Раз, два предупредят, а потом соберут референдум, и если человек не справляется, его переизберут. Причем не будут ждать два или три года, а сделают это оперативно.
Когда такое движение наберет силу, точно таким же образом будут избирать (или отзывать) депутатов из Думы. И точно так же будут проходить выборы президента. Уже через несколько месяцев вы сможете убедиться, что этому движению отведена очень серьезная роль. А финансировать все это будут предприниматели, причем добровольно. Ну а мы, в свою очередь, имея свои филиалы в разных регионах, будем обеспечивать им развитие бизнеса, и оберегать их интересы. Причем на всех уровнях: начиная от уличного беспредела и заканчивая беспределом со стороны чиновников разных мастей и уровней.
– Вы говорили, что вам покровительствуют высшие силы но в то же время около вас находится вооруженный охранник. Как-то не вяжется такая подстраховка с верой в
"Божье заступничество".
– Надо сочетать одно с другим. Вы прекрасно понимаете, что в такой ситуации, в какой я сейчас нахожусь, надеяться только на Бога нельзя.
Беседу вели
Виктор Перушкин,
Валерий Батуев.
Москва
----------------------------------------------------------------------------------------------
Журнал “Новое время” № 38, 1995г.
Владимир Податев, известный по криминальному прошлому как Пудель, снова сел… писать мемуары.
А вспоминать ему есть о чем. 18 лет он провел в тюрьмах, лагерях, спецпоселениях, стал уголовным авторитетом, а потом… президентом правозащитного движения “Единство”, членом комиссии по правам человека Общественной палаты при президенте РФ, заместителем Атамана Союза казачьих войск России и зарубежья… “На мне, – признался Податев, – нет ни капли человеческой крови. Все возникшие споры я всегда решал мирным путем”.
Ныне Податев находится под перекрестным огнем: его приход в политику раздражает как местных хабаровских, авторитетов, так и администрацию края. И те, и другие оказывают на окружение Податева давление: то угрозы, то проверки... В результате таких совместных действий "недруги" лишили Податева более половины бывших друзей, фирм созданных им, но оформленных на подставных лиц. Но тем не менее Податев уходить из политики не намерен. "Я сознательно сделал себя мишенью", – говорит он.
Ни губернатором Хабаровского края, ни депутатом Госдумы, ни президентом России Податев становиться не собирается. "Мне кажется, что я уже нашел свое место в "Единстве" и вижу себя как политика, "действующего на мировом уровне". "И "Единство" это подтверждает. Наше правозащитное движение уже занесено в реестр ООН".
В будущую автобиографическую книгу Податева войдут, наверное, и его воспоминания о дружбе с другим авторитетом – Япончиком, который подарил ему даже текст своей молитвы.
Москва
-----------------------------------------------------------------------------------------
Журнал “Несси”, № 5-6/ 96,
ЗИГЗАГ УДАЧИ ВОЛОДИ ПУДЕЛЯ
Вчера –авторитет преступного мира,
сегодня – видный общественный деятель. А завтра?..
Владимир Петрович Податев – человек сложной и необычной судьбы. Ранее был известным авторитетом в криминальной среде Дальневосточного края Володей Пуделем, державшим “обшак” всего Хабаровского края.
Порвав с воровской идеей, он серьезно занялся общественной деятельностью. В настоящее время является президентом Международного общественного правозащитного движения “Единство”, членом комиссии по правам человека Общественной палаты при президенте Российской Федерации, членом президиума ЦК свободных профсоюзов, заместителем Верховного атамана казачьих войск России и Зарубежья.
С Владимиром Петровичем мы встретились в Москве, где он сейчас живет и работает над своей книгой-исповедью “Путь к свету”. Надеется, что она будет издана не только в Москве, но и в Беларуси.
По нашей просьбе он согласился дать журналу “Несси” эксклюзивное интервью, которое мы и предлагаем читателям.
— Естественно, первый вопрос касается Вашей книги. Расскажите, пожалуйста, о чем она?
— Это история моей жизни, а также философские размышления о нашем бытии, о религии, о предназначении человека на земле.
— Как известно, у Вас довольно сложная биография...
— Не отрицаю, простой и ясной ее не назовешь. Пережить пришлось многое: и непонимание, и оскорбления, и унижения, и предательства. Дело в том, что почти половину своей жизни я провел в тюрьмах и лагерях строгого режима. Какая там обстановка, думаю, наслышаны...
— Если не ошибаюсь, у Вас три судимости. Как и за что Вас осуждали?
—
По глупости схлопотал три срока. Чтобы понять весь драматизм и, если можно так сказать, нелепость случившегося, расскажу сначала предысторию.
Родился и вырос в Хабаровске. Моя мать, кстати, из Беларуси, родом из Могилевской области. Отец — сибиряк. Жили очень трудно. Чтобы нас с братом хоть как-то прокормить, родители работали от темна до темна. Мы были предоставлены сами себе. А когда отец умер, а брат женился и стал жить своей семьей, то я совсем отбился от рук. Собственно, воспитала меня улица. На “броде”, как тогда называли сборища молодежи, слыл отъявленным хулиганом, заводилой и драчуном.
Первый раз был осужден по 206-й статье за драку в 15 лет. Дали 2 года условно, через полгода амнистировали.
Второй — по 145-й за грабеж в 17 лет. В принципе, мой поступок можно было квалифицировать как мелкое хулиганство. Но потерпевший, которому я за хамство двинул как следует между глаз, оказался сынком милиционера. По материалам уголовного дела проходила кража в 1 рубль, но “загремел” на
3 года тюремного заключения, год сидел в малолетке, а потом перевели в зону.
Когда вышел из тюрьмы, стал лидером молодежи. Это и навело милицию на мысль сделать из меня стукача. Я отказался, и они пообещали, что снова посадят меня и теперь уже надолго.
Так и случилось. Срок “накрутили” по 117-й статье.
— О... Это серьезно. Групповое изнасилование?..
— Да, получил 15 лет строгого режима, хотя уголовное дело было сфабриковано. Девушка, которую признали потерпевшей, приехала из Казахстана поступать в хабаровский институт. Вела она себя, мягко говоря, не очень пристойно. Уже со многими мужчинами была в интимных отношениях. Когда мы с ней познакомились, добровольно зашла к нам на квартиру. Это было днем, в центре города. В любой момент девушка могла уйти, силой ее никто не держал. На следующий день нас задержала милиция. Девушку заставили написать заявление, что якобы ее изнасиловали. А поскольку ей тогда не было 18 лет, то нас осудили на полную “катушку”.
— Интересовались, что стало с этой девушкой потом?
— Она хотела забрать свое заявление и уехать из Хабаровска. Но ее уговорили остаться, чтобы суд состоялся, даже без экзаменов приняли в институт и дали общежитие. А через пару месяцев она была исключена из института за аморальное поведение.
— Как Вы стали “авторитетом” в криминальной среде?
— Если честно, то с большим трудом. В местах заключения 117-ая статья, по которой я был осужден, считается позорной. Помогли личные качества — упорство, умение все доводить до конца, не смиряться с трудностями, не терпеть издевательства и унижения.
В зоне свои порядки и законы. Либо ты превращаешься в скотину и терпишь молча, не сопротивляясь, либо борешься до конца за свое человеческое достоинство. Я выбрал второй путь и победил. Все поняли — со мной связываться опасно.
Надо заметить, что в местах заключения важно иметь две вещи — деньги и помощь с воли. Поняв это, я научился играть во все игры: карты, нарды, домино. Вскоре стал профессионалом в этом деле. Появились крупные суммы денег. Это дало возможность “подтянуть” к себе нужных людей и решать без труда любые вопросы.
Кроме того, на свободе у меня осталась мать, оказывавшая значительную помощь. Например, собранную мной в лагере информацию о беззакониях и беспорядках, творимых некоторым начальством, могла по мере надобности передать в вышестоящие инстанции.
Когда же закрепился мой авторитет, я стал помогать другим заключенным, выступал за справедливость и порядочность, заступался за слабых перед начальством, поэтому часто попадал в карцер, в общей сложности 10 лет отсидел в закрытых помещениях.
— Чем отличается “вор в законе” от “авторитета” ?
— “Воры в законе” — кучка людей, составляющая братский круг всего бывшего Советского Союза. Это довольно серьезная сила, держащая в своих руках все и всех. Как Президиум ЦК КПСС при коммунистическом режиме.
“Авторитет” же дается как княжеский титул. К слову сказать, я никогда не был “вором в законе”, хотя некоторые журналисты пытаются меня так квалифицировать — к примеру Артем Боровик в газете “Совершенно секретно”. А Станислав Говорухин пошел еще дальше. В фильме “Великая криминальная революция” обозвал меня крестным отцом.
— Кстати, по криминальным законам, кажется, запрещено выступать в свободной прессе “ворам в законе” или “авторитетам”, хотя бы и бывшим?
Не берусь говорить за других, но лично меня выступать в средствах массовой информации заставила жизнь. Дело в том, что когда я порвал с воровской идеей, на меня вылился такой мутный поток грязи, что невольно пришлось защищаться. Ну, скажем, появилась статья некого Б.Резника, по моим данным заказная, в “Известиях”,
который обвинил меня во всех смертных грехах —
связи с мафией, подкупах, запугиваниях людей, а движение “Единство” назвал криминальной структурой. Все это гнуснейшая ложь, я доказал это. Подобных статей было немало.
Хочу подчеркнуть, что Володи Пуделя —
уличного авторитета, в рамки которого меня пытаются загнать заинтересованные люди, давным-давно нет. И хочу, чтоб меня воспринимали как президента правозащитного движения “Единство” и общественного деятеля.
Я давно отошел от дел. На мне нет крови, я в жизни не убил даже животного. Никогда не занимался грабежами, кражами, не замешан в наркобизнесе, не торговал оружием. Всегда мной руководило желание помочь другим людям. Никогда не брал денег за оказанную помощь. Иногда предприниматели просили “крышу”, но я это делал безвозмездно. Считал ниже своего достоинства продавать свой труд. Деньги я научился зарабатывать сам.
- Прежде всего, пригодились мои организаторские способности и большой авторитет среди людей. Я занялся предпринимательской деятельностью. Создал фирму “Свобода””, которая занималась коммерцией и посредническими услугами. Открыл 2
магазина, киоски, винный отдел, хлебный цех, казино. Соответственно это дало возможность купить коттедж, квартиру в Хабаровске, гараж и многое другое. Но у меня никогда не было валютных счетов ни в России, ни за границей. Все деньги уходили на благотворительные цели: помогал ветеранам, инвалидам, сиротам, спортсменам. Короче, не отказывал в помощи никому, кто бы ни просил.
У Вас есть семья?
— Да, жена и 2 сына. Старшему — десять лет, младшему — четыре.
— Вроде бы удача Вам улыбнулась наконец?.. Что же тогда заставило все бросить и уехать из Хабаровска?
— Да, все стало складываться удачно. Ведь когда я вышел из тюрьмы больной туберкулезом легких и год провел на больничной койке, не думал, что так скоро мои дела пойдут в гору, и я смогу осуществить свою давнюю мечту — быть полезным обществу.
Мое материальное благополучие позволило заняться благотворительностью. Под моим патронажем проводились праздники города, чествования ветеранов, существенная поддержка инвалидов, детей-сирот и многое другое. Следует сказать, что много средств уходило на помощь спортсменам, актерам, короче, многие талантливые люди получали тогда материальную помощь от нашего движения “Единство”.
Все эти действия не понравились местным властям. И мне объявили войну губернатор края, УВД и все семь “воров в законе”, не поддержавших “Единство”.
Сначала стали запугивать. Задача была поставлена четкая: взять под контроль нашу организацию, сделать послушным власти чиновников. Правда, разорять меня лично никто не собирался. Конечно же, я запротестовал, потому что привык быть самостоятельным, не терпел ничьих указок, никакого насилия над собой.
Позже узнал, что готовится акция по моему задержанию, есть установка снова упрятать меня за решетку. И я принял все меры предосторожности: перестал ночевать дома, перебегал из одного общежития в другое, зашил все карманы, чтоб ничего компрометирующего не подбросили, с этой же целью не ездил на своей машине .
Короче говоря, каких-либо фактов для заведения уголовного дела на меня собрать не удалось. Но появились статьи, передачи по телевидению, где главной целью было настроить людей против меня, дескать, вот из-за таких паразитов, вам, простым людям, живется все хуже и хуже.
Кроме того, для борьбы со мной были подключены все семь “воров в законе” Дальневосточного региона. Пообещали им открыть Хабаровск, дать “зеленую улицу”, не трогать их, если только справятся со мной. Особую “работу” провели с Джемом.
— Он, кажется, был крестным Вашего сына?
- Младшего. Мы были с ним друзья, вместе в “крытой” тюрьме сидели, что называется, вместе “пайку ломали”.
- Его запугали. Посадили на 7 месяцев в тюрьму. Потом выпустили и сказали, что не тронут больше, если поможет скрутить в бараний рог Володю Пуделя.
Ну, и...
— Согласился, конечно. Выступил в открытую. Но у меня была крепкая защита —
казаки, спортсмены, больше тысячи человек. А у него — несколько десятков лесорубов, которых я держал под контролем за беспредел.
Видите ли, за себя я меньше всего боялся, им со мной справиться было трудно. Но началась травля людей, которые со мной работали и входили в движение “Единство”. Многие испугались и стали отходить от дел. Пришлось свернуть предпринимательскую деятельность, ибо фирмам “перекрыли кислород”. Так как мне стали “наступать на пятки”, пришлось уехать из Хабаровска, оставив там мать, жену, детей.
- Нет. В свое время я дал установку, что при любых разборках, семьи должны оставаться в стороне. Родители, жены и дети здесь ни при чем. Хоть я давно отошел от криминала, но мое слово в Хабаровске — закон. Никто не решается его нарушить и выступить против.
—
Вы оставались по-прежнему держателем “общака”, когда порвали с преступным миром или отстранились от этого тоже?
— “Общаки” я как лидер начал создавать еще в местах заключения. Когда освободился, смотрел за “общаком” в Хабаровске и других регионах Дальнего Востока, Магаданской и Сахалинской областях, Приморском крае. А, порвав с преступным миром, отошел и от этих дел. Лично я никогда не пользовался деньгами из “общака”, хотя как “авторитету” мне лично приносили деньги и за них не требовали отчета.
— А за остальные деньги из “общака” нужно было отчитываться?
— Конечно. “Общак” на свободе — это что-то вроде кассы взаимопомощи или профсоюза для заключенных. Пополняется за счет добровольных взносов со стороны ранее судимых, а также им сочувствующих. Деньги эти должны идти строго по назначению: в зоны, тюрьмы, больницы, где лежат заключенные. После освобождения из мест лишения свободы каждый также может рассчитывать на материальную поддержку из средств “общака”. За расходом денег строго ведется учет и по необходимости предоставляется отчет, куда израсходованы деньги.
— Чем Вы занимались после отъезда из Хабаровска?
—Нет худа без добра. Больше появилось возможности заниматься общественной деятельностью, правозащитными и миротворческими делами. Как член Комиссии по правам человека ездил в составе делегации в горячие точки: Осетию и Ингушетию, где встречался с президентами Галазовым и Аушевым. Выезжал также в зону боевых действий, передавал гуманитарную помощь беженцам. В Чечне присутствовал при освобождении первых пленных российских военнослужащих, которых передал нам лично Дудаев.
В составе делегации от Союза казачьих войск России и Зарубежья посетил Украину, Канаду, Америку, где были созданы филиалы движения “Единство”.
— Говорят, в Америке Вы встречались с небезызвестным Я пончиком?
— Абсолютно незапланированная, случайная встреча. Япончика давно знаю и уважаю. Считаю честным и порядочным человеком. А его арест службами ФБР —просто подставка.
— Расскажите, пожалуйста, о возглавляемом Вами движении “Единство”.
— “Единство” — международное правозащитное, общественное движение. Свою деятельность “Единство” начало еще в Хабаровске. Зарегистрировано в Минюсте в 1993
году. Это не политическая организация. В нее могут входить люди различных политических взглядов, национальностей и вероисповеданий. Своей целью мы ставим духовное возрождение России, единение всех здоровых сил мира, стоящих на позициях добра и справедливости.
Практическая деятельность “Единства” вылилась в проведении более 400 благотворительных мероприятий: помощь детям-сиротам, престарелым, инвалидам, ветеранам, бесплатные обеды, концерты, подарки.
Кроме того, много людей приходило в “Единство” за помощью, не найдя ее у местных властей. Естественно, мы старались по мере возможности помочь всем, кто к нам обращался.
— Кто из известных людей входит в “Единство”?
—Таких немало. Например, президент АО“Виватон” академик А.Дерябин, поэтесса Римма Казакова, Верховный атаман Союза казачьих войск России и Зарубежья В.Ратиев, председатель президиума ЦК Ассоциации свободных профсоюзов Б.Федоров, директор Общественного центра содействия реформе уголовного правосудия В.Абрамкин, певец и композитор Coco Павлиашвили, заслуженный деятель искусств, кинорежиссер Вахтанг Микеладзе и др.
Дай Бог, чтобы к нашему движению примыкало все больше людей, кого волнует судьба своей страны.
- Безусловно. Пришел к вере еще в тюрьме, но верил в Бога неосознанно. Считал и считаю, что Бог в душе у каждого. Поэтому неважно кому ты поклоняешься —Иисусу Христу, Будде или Аллаху. Важно другое. Надо не делиться по конфессиям, а, наоборот, объединяться в вере. У всех нас один Отец небесный и одна Мать —земля. Придет время, и люди начнут тянуться к свету, справедливости, добру, порядочности, честности. Только это станет основой веры человека.
— Каким образом финансируется “Единство”?
— В первую очередь, за счет фирм, которые работали под моим началом. Сейчас материальное положение “Единства” ухудшилось.
Мне пришлось продать все, что было: весь парк машин, за исключением одной подержанной; большой двухэтажный восьмикомнатный коттедж; два катера “Амур”; однокомнатную квартиру в центре города и несколько кооперативных гаражей. Почти все деньги ушли на цели и задачи “Единства”. Еще с недавнего времени не прекращались благотворительные акции и мероприятия, проводимые в рамках движения. Но после того как мои финансовые источники иссякли, мы пока прекратили всякую деятельность. В данный момент пишу книгу, и до ее полного завершения осталось не очень много. Средств на ее издание у меня в настоящее время нет, зато препятствий на моем пути ожидается немало.
Но особо не переживаю, потому что уверен — те, кто встал на моем пути и пути нашего движения, обречены на поражение. Вопрос лишь во времени.
Ведь Свет всегда сильнее Тьмы. Тем более подошло время предначертанное...
Раиса Иванченко
Минск
------------------------------------------------------------------------------------------
“Завтра”, январь, 1997 г., № 4(165)
ПУТЬ К СВЕТУ
Комментарии В. Бондаренко к главам из книги В. Податева: "Книга жизни или Путь к Свету".
Недавно прочитал интервью одной эстрадной суперзвезды. Хвастаясь своим знакомством с лидерами русской мафии, она горделиво сообщает, что русские воры контролируют весь мир. По ее безапелляционным утверждениям получалось, что Францию и Бельгию контролирует Пудель. Вот хорошо, обрадовался я, Володька Пудель, как его знали раньше, или Владимир Петрович Податев, как его зовут теперь – мой хороший знакомый, теперь у меня в Париже никаких проблем не будет.
Звоню Владимиру Податеву, вместе смеемся над этой звездно-эстродной чепухой. Но сколько подобной бульварной информации сообщается в российской печати про Владимира Податева, бывшего “авторитета” и дальневосточного “крестного отца”, отсидевшего в тюрьмах 18 лет своей жизни. И чем больше благотворительных акций проводили возглавляемые им организации “Единство” и “Свобода”, чем больше утверждал Податев свою социальную и этическую программу, чем больше защищал он тысячи людей от беспредела, тем обширнее был поток клеветы, льющийся на него, тем решительнее с ним боролось хабаровское руководство во главе с вновь избранным губернатором Виктором Ишаевым.
Владимир Податев отказывается от уголовного мира, где он был одним из крутых “авторитетов”, в ответ дальневосточные власти натравливают на него одновременно “воров в законе” и органы правопорядка. Он участвует в организации дальневосточного казачества, формирует социальные фонды, субсидирует погибающую культуру, пишет книгу, а его представляют этаким американизированным Доном Корлеоне. Но, как сказала Римма Казакова, если это – мафия, то пусть таких мафий будет больше на свете.
Неверие — вот что окружает Владимира Податева. Не верит Станислав Говорухин, сделавший его одним из криминальных героев своего фильма “Так жить нельзя”; не верит демократическая пресса. В наше постмодернистское время любой человек не достоин доверия.
Владимир Податев отвергает беспредел и неверие нашего времени. Он работает на будущее.
Как пишет сам Податев: “Хочу всем с именем Бога пожелать мира, добра и справедливости. Нужно научиться понимать друг друга и прощать друг другу. Не в противостоянии друг другу, а в консолидации всех сил наше спасение. Он пришел к Православию, пришел к Богу. На Руси — это не первый раз. Традиция атамана Кудеяра.
Он спешит сделать людям добро. Сейчас он заканчивает свою книгу “Путь к свету”, отрывки из которой мы публикуем, о своей сложной и трудной жизни. В последней главе он говорит о своей нынешней задаче — “помогать вывести страну из хаоса.…Сейчас, когда пишу эти строки, на дворе декабрь 1996 года. Борьба не прекратилась, а стала еще более жесткой. Но я особо не переживаю. Вопрос только во времени.
Свет всегда сильнее тьмы. Тем более что подошло время предначертанное”.
Бог ему в помощь. Сегодня нам всем нужны сильные, уверенные люди, преодолевающие хаос.
Я желаю удачи Владимиру Податеву!
Владимир БОНДАРЕНКО
Москва
|