ГЛАВА 27

КТО ЗАЩИТИТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ?

После выше упомянутого обыска меня и начальника отдела безопасности «Свободы» Сергея Конкина вызвали в городскую милицию, где, опираясь на только что вышедший указ «О лицензировании охранной деятельности», предупредили, что если мы не прикроем отдел безопасности, они всех его сотрудников упрячут в тюрьму через те или иные провокации. Основной упор в разговоре был сделан на то, что на охранную деятельность нужна теперь лицензия, но «Свободе» ее не дадут.

Я пытался убедить руководство городской милиции, что допускается большая ошибка, ибо благодаря отделу безопасности «Свободы» в Хабаровске нет ярко выраженного беспредела, который имеется в других местах. Помимо этого, высказал опасение, что спортсмены, задействованные в охране фирм, ларьков, магазинов, складских помещений и т. д., после потери работы и стабильного заработка начнут эти фирмы грабить. Но мои доводы ни к чему не привели, так как на городскую милицию давило краевое начальство.

В результате пришлось прикрыть отдел безопасности в «Свободе» и расторгнуть договоры об охране с фирмами. Краевая милиция проследила за всем этим и предупредила руководителей коммерческих структур, что если заметят связь со мной и моим окружением, то расценят это как связь с преступным миром и создадут этим фирмам проблемы. Взамен им предложили заключить договоры об охране с милицией, что обошлось коммерсантам многим дороже, а результат оказался хуже.

После нейтрализации отдела безопасности «Свободы» криминальная обстановка в городе заметно ухудшилась. Многие спортсмены, работавшие ранее в этом отделе, оставшись не у дел, примкнули, как я и предполагал, к разным криминальным группировкам, а коммерсанты, отказавшиеся под давлением милиции от услуг «Свободы», оказались без защиты, ибо не имели таких средств, какие от них требовала за охрану милиция.

Положение предпринимателей усугубилось еще тем, что на грани закрытия оказались и другие частные охранные фирмы, ибо милиция видела в них конкурентов и появившийся указ «О лицензировании охранной деятельности» использовала для их устранения. Руководителей краевой милиции интересовала не столько обстановка в крае, сколько собственные интересы. Именно об этом и говорится в одной из газетных публикаций, которую я с некоторыми сокращениями ниже приведу:

“Молодой дальневосточник”, 22 февраля 1993 г.

... И “СВОБОДА” НАС ВСТРЕТИТ РАДОСТНО У ВХОДА

По настоянию УВД края из полос объявлений местных газет исчезла реклама частных сыскных агентств. Начальник отдела профилактической работы краевого УВД обошел все редакции. И предложил “при решении вопроса о размещении рекламных объявлений об оказании услуг в сфере охраны и сыска” требовать с рекламодателя лицензию на право этим заниматься. “Тихоокеанская звезда”, например, отказалась дальше печатать “Дальневосточного Алекса”. Отказали и другие, хотя тоже “не несут ответственности за содержание объявлений” – пока эти агентства не раздобудут такую лицензию.

Данная акция выглядит вполне разумной. Особенно на фоне скандала с небезызвестной ассоциацией “Свобода”. Напомним, что она открыто (через газету “Презент”) предложила всем желающим свою защиту: “Мы готовы ради вас рисковать жизнью, но до этого не дойдет, благодаря авторитету нашей организации”.

На объявление откликнулась милиция. Изъято 5 миллионов неучтенных рублей, патроны и какие-то стреляющие ручки. Возбуждено уголовное дело... Но вводить из-за этого “вето” на рекламу?

Теперь частные сыскные и охранные фирмы, агентства и бюро официально поставлены в полулегальное положение. Хотя и платят налоги...

По данным статистики, каждые пятнадцать минут на территории Российской Федерации совершается какое-нибудь преступление. Цифры о раскрываемости краж, угонов, рэкета не вселяют оптимизма: милиция не справляется...

Однако представим, что возникла сеть частных агентств. Которые, к тому же, стопроцентно возмещают стоимость украденного из-под их охраны (как “Алекс” и “Пульсар”). Которые просят за услуги во много раз меньше, чем органы внутренних дел.

У кого может искать защиты мелкий собственник, предприниматель сейчас, когда частные правоохранительные структуры разваливаются, не успев развиться?

У “Свободы”?

(Соб. инф)

Несмотря на концовку статьи, положение «Свободы» после обыска и потоков грязи через СМИ было многим хуже, чем у остальных частных охранных предприятий. Все эти охранные фирмы исходили прежде всего из личных интересов, у меня же была цель: навести в городе и крае порядок, опираясь на свой авторитет, физическую силу спортсменов, финансовую помощь предпринимателей и поддержку официальных властей. И теперь все мои планы рухнули.

Популярность «Свободы», основанная на моем личном авторитете, после всех этих событий меньше не стала. Наиболее нужные мне люди остались со мной, но инициатива была упущена. Как уже упоминал, многие спортсмены после закрытия отдела безопасности «Свободы» пополнили ряды тех или иных криминальных структур, что резко ухудшило обстановку в Хабаровске и усугубило положение коммерсантов.

Многие предприниматели потом пожалели о том, что порвали отношения со мной и «Свободой», но было уже поздно, ибо разорились. А что касается милиции, то они видели в коммерсантах лишь дополнительный источник дохода, и рассчитывать на бескорыстную помощь с их стороны не приходилось. Да и немногое могла сделать для предпринимателя милиция, ибо далеко не все ей  можно было доверить.